Памятка против призывов к терроризму среди детей и подростков
МЕРЫ ПРОТИВ ПРИЗЫВОВ К ТЕРРОРИЗМУ
СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПРОДРОСТКОВ
ПЕДАГОГАМ НЕОБХОДИМО:
- Провести индивидуальные и групповые беседы с детьми о том, что о любых звонках и предложениях посторонних людей необходимо сообщать родителям или взрослым, которым доверяет ребенок.
- Провести классные часы во всех классах школ с разъяснением мошеннических схем и действий, которые могут вести впоследствии к террористическим актам (см. Приложение 1).
- Провести работу с родителями (см. Приложение 2).
Приложение 1
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ И РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ
Фейки и провокации в чатах.
Как распознать и противодействовать?
Типы фейков в чатах
- Слухи и домыслы. Это неподтвержденная информация, основанная на предположениях и сплетнях
Например, террористическая атака, неожиданное закрытие школы или введение новых суровых правил для учеников.
- Фейковые аккаунты и сообщения. Анонимные аккаунты в соцсетях или мессенджерах рассылают провокационные или ложные сведения от имени школьников, студентов или преподавателей.
Это делается для дискредитации или запугивания.
- Вбросы компромата. Распространение личных данных, фото или скриншотов переписок.
Цель – скомпрометировать, очернить, настроить против кого-то.
- Панические или провокационные сообщения.
Например, сообщения о минировании школы, предложения совершить за вознаграждение террористический акт.
БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!
ДОВЕРЯЙТЕ ТОЛЬКО ОФИЦИАЛЬНЫМ ИСТОЧНИКАМ!
Признаки фейковой информации
- Нет конкретных фактов и деталей.
Если в сообщениях о каком-то происшествии нет точных, данных (когда и где это было, с кем и что именно), то скорее всего это выдумка.
- Странный аккаунт или номер.
Непонятно, кому принадлежит аккаунт, нет подписчиков, незнакомый номер. Скорее всего, фейковый профиль.
- Эмоциональные призывы без доказательств.
Тревожные или возмущенные призывы, но при этом нет скриншотов, фото/видео как доказательства. Значит, хотят манипулировать.
- Орфографические и пунктуационные ошибки.
Неграмотный текст- повод усомниться в правдивости такого сообщения.
Виды интернет- провокаций
- Оскорбления и унижения
Обзывательства, издевки или угрозы, даже от анонимных пользователей.
- Призывы к агрессивным действиям
Подстрекательства к насилию, вандализму, нарушению дисциплины и порядка.
- Распространение личной информации
Утечка или публикация личных данных, переписок, компрометирующих материалов без разрешения.
На такие провокации нельзя поддаваться.
Нужно обязательно сообщать ответственным лицам!
Как верифицировать информацию
Перепроверить факты в официальных источниках.
Найти информацию на официальном сайте школы, узнать в администрации. Сравнить данные.
Выяснить, откуда пошёл этот слух, кто автор исходного сообщения.
Оценить цели распространителя.
Подумать, для чего это сообщается, кому выгодно такое распространить.
Как реагировать на фейки
- Не распространять сообщение дальше.
- Не пересылать в общие чаты и личные сообщения, не делиться в соцсетях.
- Предупредить близких о возможном фейке.
- Рассказать родным и друзьям, чтобы они не волновались и не распространяли дальше недостоверную информацию.
Как противодействовать провокациям
- Сохранять спокойствие. Не поддаваться на эмоциональные посылы - это то, чего добивается провокатор.
- Не поддаваться на оскорбления. Лучший ответ на грубости - игнорирование. Отвечать на агрессию агрессией нельзя.
- Блокировать агрессора. Заблокировать обидчика в мессенджере или соцсетях, чтобы прекратить травлю.
- Собрать скриншоты как доказательства. Архивировать оскорбительные сообщения, угрозы - это улики для полиции.
Куда обратиться:
Детям:
1. К классному руководителю (куратору группы). Рассказать о проблеме, попросить защиты и совета.
2. К взрослым (учителям, советникам директоров по воспитанию, социальному педагогу и др.), которым ребенок доверяет и может обратиться за помощью в случае, если поступают тревожные звонки или просто непонятные звонки.
3. К школьному психологу. Получить эмоциональную поддержку и консультацию по ситуации.
Родителям:
- В администрацию образовательной организации. Написать заявление на имя директора для принятия мер.
- В полицию по телефону доверия 102, 112. Обратиться за правовой помощью.
Ключевые советы
- Критически относитесь к сообщениям без подтверждений
- Не транслируйте непроверенные новости даже близким
- На оскорбления не отвечайте тем же, блокируйте источник
- Сохраняйте скриншоты для доказательства
- Сразу информируйте взрослых о проблеме
- Если травля продолжается, обратитесь за помощью к психологу
- За правовой защитой обращайтесь к полиции
Не распространяйте фейки и провокации.
Обращайтесь за помощью к ответственным лицам
Приложение 2
РОДИТЕЛЯМ ВАЖНО:
- Проинформировать детей и подростков обо всех возможных рисках и угрозах сети Интернет, в том числе о наличии активной деятельности по вербовке в террористические организации.
- Научить ребенка не отвечать на сомнительные предложения и сообщения в социальных сетях и быть подозрительным, если требуют сохранить тайну переписки (общения) и не сообщать родителям.
- Спрашивать или аккуратно проверять с кем ведёт переписку ребёнок в личных сообщениях.
- Установить на телефоны детей определитель номера, который распознает «нежелательные звонки».
- Разъяснить ребенку, что никакие действия он не должен предпринимать без предварительного звонка одному из доверительных взрослых.
- Составить список взрослых, к которым ребенок может обратиться за помощью в случае, если поступают тревожные звонки или просто непонятные звонки.
- Обращать внимание на поведение и новые интересы ребёнка: аниме, депрессивная литература, специализированные книги об оружии и стрельбе.
- Обращать внимание, если ребенок в реальной жизни выполняет задания, полученные в Интернете, так называемые, челленджи. Они могут содержать опасные для здоровья действия.
- Создавать семейные традиции, возможности для получения позитивных эмоций вне Интернета (путешествия, выставки, музеи, походы, праздники, творчество, хобби), комфортные условия проживания и позитивные взаимоотношения с ребенком.
- Поддерживать контакты с друзьями и одноклассниками ребенка, а также их родителями.